Гениальная женщина Док. фильм «В поисках Вивиан Майер» (2013) Документальный фильм о загадочной няне, создавшей больше 100 000 неповторимых фотографий Нью-Йорка, которые долгие годы были спрятаны под замком и обнаружены лишь недавно. Можно с легкостью сказать, что эта находка перевернула мир фотографии с ног на голову. Сегодня ретроспективные выставки Вивиан пользуются бешеной популярностью, тысячи молодых фотографов пытаются разгадать секрет ее стиля, а критики давно признали ее лучшим фотографом XX столетия. Режиссеры картины Джон Малуф и Чарли Сискел рассказывают захватывающую историю личной и творческой жизни Вивиан Майер, используя редкие снимки, короткие фильмы, снятые ей самой, и интервью с друзьями, которые даже не догадывались о том, насколько она талантлива. Впервые о Вивиан Майер стало известно в 2007 году, когда архив ее фотографий был случайно обнаружен на барахолке на северо-западе Чикаго. Это событие повлияло на всю дальнейшую жизнь не только обладателя заветного архива Джона Малуфа, но и на мир искусства в целом. Именно он заставил фотографов и критиков обратить внимание общественности на эту необычную находку. Сегодня он продолжает собирать недостающие части архива, бережно оцифровывает негативы и договаривается о все новых выставках в самых крупных центрах современного искусства, чей интерес к уникальным образцам американской уличной фотографии 1950-х не угасает. XX век в объективе: фотографируя жизнь Понятие уличной фотографии, изображающей различные городские сценки с участием людей, возникло на рубеже XIX и XX веков, а усилиями Анри Картье-Брессона в начале 1930-х гг. этот жанр выделился в отдельное направление фотоискусства. Его основными принципами стали: «невидимость» снимающего для субъекта, резкость фокуса и чёткость картинки, максимальная экспрессия и реалистичность кадров. С приходом и распространением дальномерных и 35-и миллиметровых аппаратов, стиль стал набирать популярность, и подарил искусству множество необыкновенных мастеров фотографии. Среди них были Диана Арбус, фиксировавшая сюрреалистичные, гротескные образы ущербных и душевнобольных людей в их повседневности, Роберт Франк, совершивший большое путешествие по США с целью создания панорамы жизни страны, Элен Левитт, фиксировавшая жизнь маленьких жителей Нью-Йорка и многие другие признанные фотографы. Именитым классикам пришлось потесниться, когда в 2010 году весь культурный мир всколыхнуло открытие одного из самых плодовитых и самобытных стрит-фотографов XX века, всю жизнь скрывавшего свой талант от общественности да и просто своих близких. Открытие стало возможным благодаря бывшему агенту по недвижимости, а ныне президенту исторического общества Чикаго, Джону Малуфу, который в поисках винтажных изображений для иллюстрирования своей книги, приобрёл на местном аукционе коробку с материалами неизвестного фотографа. В работе они не пригодились, но своими художественными достоинствами сумели заинтересовать любознательного исследователя и коллекционера. Создав фотоблог и заручившись одобрением зрителей отсканированных кадров, он с небывалой энергией и энтузиазмом принялся искать оставшуюся коллекцию, насчитывающую в итоге порядка 100000 негативов, 150 фильмов, 2000 катушек ч/б и 700 цветной плёнки. Автор снимков, американский фотограф Вивиан Майер, проработавшая няней в Чикаго около 40 лет, на тот момент, увы, скончалась, но это только сильнее мотивировало режиссера и он с энтузиазмом продолжил изучение ее биографии, в результате чего снял свою дебютную картину «В поисках Вивиан Майер». Фильм начинается видеозаписями, фиксирующими действия режиссера по сбору фактов и поиску необходимой информации, в середине повествования сосредотачивается непосредственно на процессе творчества и фотоработах героини, а последнюю треть фокусируется на её личности и характере. Лента имеет оригинальную форму подачи материала в формате детективного расследования, при котором биография Майер преподносится не хронологически, а по мере узнавания подробностей ее жизни Малуфом. Джон постепенно накапливает ее фотографии, видеоархивы, личные вещи, свидетельства и интервью знакомых с Вивиан людей, и его увлеченность процессом становится одной из важных сюжетных линий. Чем больше подробностей раскрывает картина, тем более интересной, противоречивой и загадочной становится личность этой женщины. Одиночка, желающая быть среди людей. Гений, отказавшийся от публичного признания. Феминистка, предпочитавшая мужскую одежду и широкополую шляпу. Коллекционер, хранивший все имущество в коробках и чемоданах при себе. Няня, полжизни отдавшая воспитанию чужих детей, но так и не познавшая радости собственных. Она снимала кино, вела аудио-дневник, брала интервью у людей на улицах, мечтала стать репортером или журналисткой, интересовалась социальным устройством общества и политической ситуацией в стране. Творения Вивиан Майер, показанные в фильме, отличает умение уловить суть людей всех возрастов и слоев общества, способность выстраивать отношения с моделью в пределах кадра, покинув зону комфорта, желание показать темную сторону жизни привлекательной и манящей. В них величие искусства встречается с банальностью жизни. Двухобъективная зеркальная профессиональная камера Rolleiflex, с которой она никогда не расставалась, позволяла фотографу сохранить зрительный контакт с субъектом, почти вплотную к нему приблизиться и «стрелять от бедра», не привлекая внимания. Помимо технического совершенства снимков и невероятной продуктивности американки, использовавшей по 200 пленок в год, поражает уникальность и диапазон ее сюжетов: автопортреты в отражении, обитатели городского дна, содержание мусорных баков, эксперименты с тенями, голые манекены и их части, мёртвые животные, прохожие со спины… Одновременно с лентой Малуфа, канал ВВС представил документальную картину Джилла Николлса «Загадка Вивиан Майер», изложившую ее биографию более упорядоченно и хронологически тщательно, включая беседы с другими обладателями наследия мастера и фотографии из их коллекций. Были написаны 4 книги, запущен официальный сайт, функционирует блог, продолжается сканирование негативов в лаборатории Нью-Йорка и по всему миру устраиваются выставки ее произведений. Но личность Вивиан во многом остается загадкой. Кирилл Суроженков